РУС БЕЛ ENG

Дошкольное образование

 

Порядок приема детей

Прием воспитанников в государственное учреждение образования «Синьковская средняяя школа» осуществляется на основании:

заявления законного представителя воспитанника;

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, выданного Синьковским сельским исполнительным комитетом;

медицинской справки о состоянии здоровья;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для группы интегрированного обучения и воспитания).

         Комплектование групп государственного учреждения образования «Синьковская средняя школа» и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Возможно зачисление детей в течение календарного года при условии наличия свободных мест, что регламентировано Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230.

Постановка на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение дошкольного образования, осуществляется  Синьковским сельским исполнительным комитетом  по адресу: Сморгонский район,  аг. Синьки, ул. Центральная, д. 1.

Председатель –  Почиковский Сергей Антонович, тел. (801592) 97787.

Управляющий делами – Карпович Зоя Степановна, тел. (801592)97786.

Порядок постановки на учет определен Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 г. № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования    на уровне дошкольного образования».

Для постановки на учет необходимо представить документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка, свидетельство о рождении ребенка.

Выдача направлений в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется Синьковским сельским исполнительным комитетом  по адресу: Сморгонский район,  аг. Синьки, ул. Центральная, д. 1.

Председатель –  Почиковский Сергей Антонович, тел. (801592) 97787.

Управляющий делами – Карпович Зоя Степановна, тел. (801592)97786.

Документы и (или) сведения, представляемые заинтересованным лицом, для осуществления административной процедуры (выдачи направления):

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь);

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования.

Максимальный срок осуществления административной процедуры ‑ 3 рабочих дней.

Срок действия направления составляет 15 дней.

Прием заинтересованных лиц специалистами Синьковского сельского исполнительного комитета осуществляется:

Понедельник, вторник, четверг, пятница: 8.00 – 13.00 14.00 – 17.00

среда: 8.00 – 13.00 14.00 – 20.00

Выходной: суббота, воскресенье

Комплектование групп учреждений дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Возможно зачисление детей в течение календарного года при условии наличия свободных мест, что регламентировано Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230.

По вопросам зачисления ребенка в учреждение обращаться к директору государственного  учреждения образования «Синьковская средняя школа» Южик Илья Игоревич.

кабинет директора, тел. 8-01592-97557.

Уважаемые родители!

Если по каким-то причинам ваши дети не могут посещать учреждения образования, реализующие учебную программу дошкольного образования, на постоянной основе, информируем вас о возможности получения дошкольного образования в условиях групп кратковременного пребывания.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2-х до 5-и раз в неделю, от 2-х до 7-и часов в день в зависимости от потребностей родителей. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Прием воспитанников в учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу. Наполняемость групп кратковременного пребывания составляет от 2 до 12 человек.

В государственном учреждении образования "Синьковская средняя школа" могут быть открыты группы кратковременного пребывания воспитанников.

Кратковременное пребывание детей в функционирующей группе учреждения образования.  Детей раннего и дошкольного возраста распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Они включаются в образовательный процесс учреждения образования с учетом запросов родителей (специально организованная и (или) нерегламентированная деятельность).

Адаптационная группа организуется с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. 

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Прогулочная группа предполагает пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня).

Источник: Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубаем от 17.08.2020.

О выполнении государственного социального стандарта

на 1 апреля 2024 г.

Норматив обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования, иных учреждениях образования, организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

88,1%

Норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в учреждениях общего среднего образования

100%

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях дошкольного образования, специальных детских садах

6735,36

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ:

Денежные нормы расходов на питание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 555 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь" внесены изменения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 "О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования".

Денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторном детском саду с длительностью пребывания 12 часов составляют:

для детей в возрасте от 1 до 3 лет – 6,08 рублей  в день на одного воспитанника;

для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 7,60 рублей  в день на одного воспитанника.

Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При этом дни, когда дети не посещали дошкольное учреждение, не учитываются.

ОПЛАТИТЬ ЗА ПИТАНИЕ МОЖНО В СИСТЕМЕ РАСЧЁТА (ЕРИП)

Для оплаты через систему РАСЧЁТ (ЕРИП) необходимо:

Выбрать услуги  в системе РАСЧЁТ (ЕРИП)→Образование и развитие→Отделы,  управления образования→Гродненская область→Сморгонский РИК→Питание в детских садах→ вводится лицевой счёт ребёнка, появляется фамилия,  имя ребёнка и сумма ( обязательно проверяйте фамилию ребёнка).

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

 

Установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

  • удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;
  • выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;
  • удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

Плата за питание детей, посещающих дошкольные учреждения по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак - 30 процентов, обед - 40, полдник - 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

Разновозрастная группа интегрированного обучения и воспитания

Воспитатели дошкольного образования:

 Ровная Ирина Георгиевна, первая квалификационная категория

Распарадак дня

Распарадак дня

рознаўзроставай групы інтэграванага навучання і выхавання (2-6 гадоў)

 

Працэсы жыццядзейнасці

Час

 

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Прыём, гульні, ранішняя гімнастыка, гігіенічныя працэду-ры, падрыхтоўка да снедання

745-900

Снеданне

900-920

Падрыхтоўка да заняткаў

920-930

Заняткі (у перапынку самастойная і індывідуальная дзейнасць)

1. 930-940

2. 1010-1020

3. 1050-1100

1. 930-945

2. 1010-1025

3. 1050-1105

1. 930-950

2. 1010-1030

3. 1050-1110

1. 930-955

2. 1010-1035

3. 1050-1115

1. 930-1000

2. 1010-1040

3. 1050-1120

Падрыхтоўка да прагулкі, прагулка

1120-1230

Вяртанне з прагулкі, гігіенічныя працэ-дуры, падрыхтоўка да абеду

1230-1240

Абед

1240-1255

1240-1255

1240-1255

1240-1300

1240-1300

Падрыхтоўка да сну. Дзённы сон

1255-1510

1255-1510

1255-1510

1300-1500

1300-1500

Паступовы пад’ём, гартавальныя мерапрыемствы, гігіенічныя працэдуры

1510-1520

1510-1520

1510-1520

1500-1520

1500-1520

Падрыхтоўка да полудня. Полудзень

1520-1530

Гульні, заняткі, самастойная дзейнасць

1530-1605

Падрыхтоўка да прагулкі, прагулка, ад’езд (адыход) дзяцей дадому

1605-1815

 

«Информатика без розетки» 

 

С октября 2023 года воспитанники учреждения образования начали работу совместно с Парком высоких технологий по внедрению республиканского проекта «Информатика без розетки» в образовательный процесс.

Творческий проект способствует освоению воспитанниками основ логики и алгоритмизации, формированию элементарных умений в области программирования и информатики, овладению ими необходимыми компетенциями для жизни в информационном обществе.

Проект «Информатика без розетки» – это игровая форма проведения занятий, которая настолько вовлекает всех участников образовательного процесса, что и педагоги, и дети, и родители становятся равноправными партнерами в достижении единой цели – развитии алгоритмического мышления у детей дошкольного возраста.

 Детям, участникам проекта невероятно повезло, ведь именно в этом возрастном периоде мозг ребенка очень пластичный и способен вмещать большой объем информации - это лучший период для развития мышления, памяти, воображения и формирования ключевых компетенций будущего школьника. Играя, дети осваивают такие понятия как алгоритм, отрицание, истина и ложь, кодирование, информация и многое другое.

Занятия проходят в форме игры, воспитанники познакомились с котом Алесиком - главным героем, который помогает создать игровую ситуацию.

Руководителями проекта стала педагог дополнительного образования Болдыш Диана Ивановна, прошедшая обучение и получившая сертификат Парка высоких технологий.

 

doc-3995203.jpg

О порядке приема в учреждения дошкольного образования

Постановка на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение дошкольного образования, осуществляется службой «Одно окно» Сморгонского районного исполнительного комитета по адресу: г. Сморгонь, ул. Ленина, 5, 1 этаж, тел. 142, 3-76-10, 3-76-11, 3-76-12).

Порядок постановки на учет определен Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.08.2022 г. № 265 «О порядке учета детей в целях получения ими дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования».

Для постановки на учет необходимо представить документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка, свидетельство о рождении ребенка.

Выдача направлений в государственные учреждения образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования осуществляется службой «Одно окно» Сморгонского районного исполнительного комитета по адресу: г. Сморгонь, ул. Ленина, 5, 1 этаж, тел. 142, 3-76-10, 3-76-11, 3-76-12.

Документы и (или) сведения, представляемые заинтересованным лицом, для осуществления административной процедуры (выдачи направления):

заявление;

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

свидетельство о рождении ребенка (при его наличии – для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца, дополнительная защита или убежище в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь);

заключение врачебно-консультационной комиссии – в случае направления ребенка в государственное учреждение образования «Санаторный детский сад г. Сморгони»;

заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – в случае направления ребенка в группу интегрированного обучения и воспитания государственного учреждения образования, специальную группу государственного учреждения образования.

Максимальный срок осуществления административной процедуры ‑ 3 рабочих дней.

Срок действия направления составляет 15 дней .

 

Прием заинтересованных лиц специалистами службы «Одно окно» осуществляется:

понедельник-среда, пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00;

четверг с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 20.00;

суббота, воскресенье ‑ выходные.

Комплектование групп учреждений дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Возможно зачисление детей в течение календарного года при условии наличия свободных мест, что регламентировано Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2022 № 230.

Маршруты выходного дня

     Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дниКаждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных.

Выходные - это отличная возможность побродить по окрестностям, интересно, познавательно провести время вместе с семьёй!

Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию нравственно-патриотических чувств, основ  экологической культуры детей, знакомству и воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию маршруты выходного дня.

Они разработаны для детей дошкольного возраста и их родителей, чтобы будить детскую любознательность и стимулировать  познавательную  активность (желание узнать новое), коммуникативную активность (желание общаться, делиться своими  рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с Вами, дорогие взрослые) и конечно же, творческую активность (творить,  выдумывать,  пробовать) ребенка.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

После каждого проделанного Вами маршрута,  предлагаем Вам поделиться с нами Вашими впечатлениями, рассказами, фотографиями, фотоколлажами, поделками,  рисунками.

Педагоги нашего дошкольного учреждения будут очень рады создать тематическую выставочную экспозицию «Веселые выходные наших воспитанников».

 

Маршрут выходного дня

 «К памятнику погибшим землякам в годы ВОВ" 

Приглашаем Вас и Ваших детей на пешеходную прогулку выходного дня!

Место отправления: ул. Школьная,1 "Синьковская средняя школа"

Вид маршрута: пешеходный

Возраст: 4-6 лет

Этот маршрут особенный. Он не развлекательный, он – патриотический!

Это одно  из мест нашего агрогородка, которые можно посетить семьей и почтить память героев, погибших за освобождение нашей Родины. В память о погибших был установлен этот  памятник.

Там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.

Воспитание уважительного отношения  к своей истории, понимание событий происходящих во время Великой Отечественной войны, вклад белорусского  народа в общую победу, крайне важны для подрастающего поколения.

Для посещения этого места нужно провести предварительную работу.

1. Почитать стихи:

Песни фронтовые,

Награды боевые,

Красные тюльпаны,

Встречи ветеранов

И салют в полнеба,

Огромный, как Победа.

2. Пословицы, поговорки. Объясните их смысл.

Вражда не делает добра.

Худой мир лучше доброй брани.

Храбрость – сестра Победы.

3. Детям можно прочесть произведения: «Победа будет за нами!» (Сергей Алексеев), «Необыкновенное утро» (Влад Богомолов).

Отправляясь в путь,  не забудьте напомнить ребенку правила дорожного движения.

Маршрут выходного дня «За здоровьем на стадион»

Цель: пропаганда ЗОЖ, обогащение знаний о спортивных объектах.

Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня

Вид экскурсии: пешеходная, вело.

Маршрут экскурсии: школьный стадион 

Возраст: 4-6 лет

С собой можно взять: мяч, воду, удобную обувь.

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам совершить увлекательную прогулку со своими детьми на школьный стадион, расположенный на территории  ГУО "Синьковская средняя школа" 

Описание маршрута:

Предложите ребенку вместе прогуляться на школьный стадион. Двигаясь по маршруту до места, можно понаблюдать за погодой, природой, при переходе дороги – вспомнить правила дорожного движения. Побеседовать о пользе спорта. В какой форме и обуви надо заниматься физкультурой.

Семейные прогулки связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит.

Загадка

Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот,

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети. (стадион).

Уточните у ребенка:

- Для чего нужен стадион?

- Какие виды спорта они знают?

- Какую они знают  спортивную одежду и обувь? (кроссовки, бутсы, кеды, шиповки, чешки и др.)

- Какими качествами должны обладать спортсмены? (силой, смелостью, быстротой, ловкостью, меткостью).

- Чем и когда награждают спортсменов? (кубки, медали)

Маршрут выходного дня "Набережная реки Драй"
Предлагаем   вам  маршрут   выходного дня для родителей и детей. В нашем уголке  много   красивых   и   исторических  мест,   где можно   приятно   провести   время   с   пользой для   ребенка.   Данный   маршрут   поможет сформировать у детей дошкольного возраста первые   чувства   патриотизма:   гордость   за свою   Родину,   любовь   к   родному   краю, уважение к ее защитникам. Предлагаем вам совершить экскурсию по следующему маршруту:
Место отправления: ГУО "Синьковская средняя школа" 
Вид маршрута: пешеходный
Возраст: 4-6 лет
Предложите ребенку вместе пройтись по родному   агрогородку,   узнать   и   увидеть   о   нем много нового и интересного.
По пути маршрута предложите поиграть в словесную игру «Подбери слово».   Взрослый   называет   существительное (объекты, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по   смыслу   определения прилагательные. Например, магазин(продуктовый, небольшой, одноэтажный), дерево, дорога… Когда вы пришли на набережную реки, обратите внимание ребенка на мост. 
         Далее пройдитесь по набережной реки. Полюбуйтесь природой. Обратите  внимание  на плавающих  по реке птиц. Загадайте ребенку загадку:
По воде я плаваю,
По земле хожу, 
Я такая славная –
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь!   Я   ведь…
(утка).
По дороге домой предложите ребенку почитать   вывески   на   зданиях,   названия улиц,   назвать  номер   дома. Дети с удовольствием будут демонстрировать   свои   знания.  Поощряйте правильные ответы детей. Не   забудьте   возле каждой   точки   своего маршрута сделать памятные фото. Вернувшись   домой поинтересуйтесь у ребенка:
- Что   тебе   понравилось   и запомнилось   на   прогулке по агрогородку?
- Где бы ты хотел побывать?
- Куда бы ты хотел вернуться?
Предложите   ребенку   вместе   с   вами сделать фотоколлаж увиденного на прогулке.
 

 

 

Лето прекрасное время года. Его любят взрослые и дети.  Летом можно вдоволь нагуляться, побегать, окрепнуть, подрасти, узнать новое.

Главная задача учреждения дошкольного образования в летний период времени организовать жизнь дошколят так, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летних каникулах, играх, прогулках, праздниках и развлечениях ещё долго радовали их.

С первого июня дошкольное учреждение переходит на работу в условиях летнего режима. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.

С наступление жаркой поры меняется и специфика работы дошкольного учреждения. Педагоги организуют и проводят работу с детьми, создавая комфортные условия для пребывания дошкольников на свежем воздухе: озеленяют и  оформляют групповые участки, осуществляют ремонт и покраску игрового надворного оборудования, пополняют количество выносного оборудования для игр детей.

Уважаемые мамы и папы!

Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.

Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте:

— открытые окна;

— не заблокированные двери;

— остановки в незнакомых местах.

Сажайте детей   только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности.

Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.

Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.

Опасности, связанные с путешествием на поездах:

— открытые окна;

— тамбуры вагонов;

— верхние полки;

— кипяток;

— незнакомые люди.

Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.

Опасности, связанные с жизнью за городом:

— печка;

— колодец;

— инструменты;

— заброшенные доски с гвоздями;

— незнакомые животные;

— купание в водоемах.

Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:

— открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;

— заглядывать в колодец;

— трогать инструменты;

— купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.

— подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;

Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде:

— крутой склон дороги;

— неровности на дороге;

— проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.

Меры предосторожности, связанные с купанием в водоемах

Тщательно осмотрите место отдыха и купания. Проверьте, нет ли битого стекла, острых камней и других опасных предметов. Не забывайте надеть на ребенка на пляже головной убор. Располагайтесь с ребенком в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей. Входите с ребенком в воду постепенно. Резкое погружение разгоряченного тела в прохладную воду может спровоцировать сбой сердцебиения и судороги.

Не допускайте переохлаждения ребенка в воде. Чередуйте купание с играми на берегу.

Незнакомая еда

В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:

- не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;

- если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде – узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;

- в некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить – лучше покупайте бутилированную;

- не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;

- соблюдайте тщательную гигиену – мойте руки с антибактериальным мылом.

 Правила безопасности на пляже

Теплый, рассыпчатый песок – настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.

Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде – и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:

- ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения – вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;

- плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах – на оборудованных пляжах, где есть спасатели;

- если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;

- не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов – эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;

- не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;

- умейте оказать первую помощь.

Особенности питания в летний период

В летний период у большинства детей существенно меняется образ жизни. Большую часть времени они проводят на свежем воздухе, много бе­гают, играют, купаются. Кроме того, во время оздоровления дети получают широкий комплекс оздоровительных мероприятий (физиотерапия, массаж, фитотерапия и др.).

Все это сопровождается значительной тратой энергии, более интенсив­ным течением обменных процессов. Отмечено также, что летом процессы роста ребенка усиливаются, а это требует большого поступления белка – ос­новного пластического материала для построения клеток и тканей детского организма. Во время сильной жары организм теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В, что также требует увеличения пищевой ценности рациона.

С другой стороны, в жаркие дни у детей, особенно младшего возраста, нередко наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта: уменьшается выделение пищеварительных соков, снижается аппетит. В ус­ловиях перегревания в организме нарушается кислотно-щелочное равнове­сие. Все это свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в рацион ребенка.

В первую очередь в летнее время калорийность питания ребенка долж­на быть увеличена на 10-15% за счет увеличения пищевых веществ. Одно­временно следует несколько изменить состав рациона и режим питания. Ча­ще необходимо давать кисломолочные напитки и творог, содержащие легко усвояемые полноценные белки.

Для повышения обеспеченности витаминами и минеральными вещест­вами в рацион ребенка следует как можно шире включать овощи, фрукты, соки, овощные и фруктовые пюре, различную огородную зелень. Зелень хо­рошо добавлять во все первые и вторые блюда, салаты, блюда для завтраков, ужинов, готовить «зеленые» бутерброды.

Летом желательно несколько изменить и время приема пищи. Первый завтрак лучше дать пораньше утром, когда температура воздуха еще невысо­ка и аппетит ребенка еще не нарушен. Завтрак должен быть достаточно калорийным и богатым белками. Обед может быть перенесен на 15-30 минут раньше, чтобы не проводить его в самое жаркое время дня. Вводится второй завтрак (10 ч.), который включает соки, фрукты, ягоды

Определенного внимания требует питьевой режим, так как во время жары потребность в жидкости существенно увеличивается. Поэтому всегда должен быть необходимый запас кипяченой воды, фруктовых или овощных отваров; особенно полезен отвар шиповника, богатый витамином С. Питье можно давать ребенку и непосредственно перед едой, если он испытывает жажду, а также во время еды. Это способствует улучшению аппетита. Питье следует брать с собой во время длительных прогулок, для чего целесообразно использовать одноразовые стаканчики

Овощи и фрукты для здоровья

Природа наделила овощи и фрукты немалым количеством витаминов, микро-, макроэлементов столь необходимых организму. Обратите внимание, что те плоды, которые окрашены в оранжевый цвет богаты витамином А, положительно воздействующим на сосуды и сердце. Если хотите улучшить их работу, то ешьте в достаточном количестве полезные абрикосы, апельсины, персики. С – борец с холестерином, витамин способный укреплять иммунитет. Вы его найдете в черной смородине, киви и, конечно в цитрусовых. Огурцы избавят организм от шлаков. Важно знать, как именно фрукты и овощи воздействуют на организм, чтобы правильно корректировать рацион.     

Солнце по рецепту

Солнечный свет — основной источник естественного ультрафиолетового излучения для человека. Ультрафиолетовое облучение, несомненно, оказывает витамииообразующее лечебно-оздоравливающее действие, обладает косметическим эффектом. Однако в последнее время плотность озонового слоя значительно уменьшилась, в результате чего солнечная радиация стала негативно влиять на человека. С избыточным ультрафиолетовым излу­чением медики связывают не менее двух десятков различных заболеваний и нарушений здоровья: от едва ощутимого дискомфорта до функциональных нарушений и развития болезней. Зачастую сам человек усугубляет свое положение чрезмерным пребыванием на солнце, пренебрежением элементарными гигиеническими нормами.

Солнце и кожа

Ультрафиолетовые лучи могут быть вредны для нашей кожи (наиболее опасной является дли­на волны от 290 до 320 нм). Только у людей с темной или черной кожей в организме выделяет­ся достаточное количество меланина, чтобы за­щитить себя от вредного воздействия этих лучей.

Вред, причиняемой нашей коже, прямо про­порционален времени нахождения на солнце. В небольших дозах (до 10-ти минут) солнце слег­ка раздражает кожу. При больших дозах она воспаляется. Если продолжить облучения, кожа покроется волдырями. При тяжелых ожогах кожа не в состоянии выполнить свои функции, пре­кращается терморегуляция. Кроме того, под воз­действием солнечных лучей разрушаются коллагеновые связки дермы. Кожа теряет свою элас­тичность, упругость и покрывается морщинами.

Самой серьезной причиной, по которой сто­ит избегать загара, является то, что солнечные лучи вызывают сильные изменения в коже, спо­собствующие образованию рака кожи. Медики отмечают, что частота заболеваний раком кожи каждые десять лет повышается на 1 процент. Однако тот факт, что солнце вредно для кожи, не мешает некоторым людям стремиться заго­реть. Тем, кто продолжает считать, что бронзо­вый загар сделает их более привлекательными, следует взять на вооружение несколько полез­ных «солнечных» советов:

• необходимо знать, какой фототип у вас и у вашего ребенка. Каждый человек имеет свой придел пребывания на солнце. Бессмысленно и вредно пытаться превысить его. Люди со свет­лой кожей могут получить солнечный ожог даже после непродолжительного (15 — 20 минут) пре­бывания на солнце. У них никогда не будет тем­но-коричневого загара, как бы настойчиво они не загорали. Даже темнокожие люди могут по­лучить ожог, если превысят предел инсоляции.

Если вы знаете, что даже после краткого пребы­вания на солнце вы покрываетесь волдырями, будьте особенно осторожны;

•не старайтесь загореть сразу. Если у вас светлая кожа, ограничьте пребывание на солнце 10-ю минутами. В дальнейшем время пребыва­ния на солнце можно увеличивать на 10—15 ми­нут каждый день. Кстати, достаточную дозу сол­нечного загара можно получить и в тени, не на­ходясь под воздействием прямых солнечных лу­чей. Надо отметить, что количество и продолжи­тельность солнечных ванн, приемлемых для де­тей, остаются очень низкими фактически до 15 лет. Тонкая кожа детей мало пигментирована и не защищена достаточно толстой жировой про­слойкой, как у взрослых;

•избегайте полуденного солнца (с 12.00 до 16.00): ультрафиолетовое излучение наиболее интенсивно в это время. Пребывание на солнце лучше планировать утром до 11.00 либо после 16.00. Детям до 3-х лет в жару под солнцем на­ходиться нельзя;

•учитывайте обманчи­вое ощущение прохлады в пасмурную погоду, т. к. об­лака пропускают 80 % уль­трафиолета;

•всегда пользуйтесь сол­нцезащитными препаратами. Употребляйте их часто (каж­дые 2 — 3 часа), смазывая все открытые участки тела. Не за­бывайте нанести слой крема на кожу после купания. По­мните, что песок (на 17 %) и вода (на 9 %) отражают уль­трафиолетовые лучи и способ­ствуют более быстрому зага­ру, даже белое полотенце слу­жит отражающим экраном;

•обязательно используйте зонты, головные уборы, одежду из хлопчатобумажных тканей (одежда ни в коем случае не должна быть мок­рой). Цвет летней одежды должен быть светлый, т. к. светлые ткани пропускают УФ-лучи, необ­ходимые для здоровья детей. А в условиях юга, где резко повышена ультрафиолетовая радиация, медики рекомендуют носить одежду красного и голубого цветов, она в меньшей СТШНИ, чем бе­лая, пропускает УФ-лучи;

• периодически отдыхайте в тени;

• старайтесь употреблять больше жидкости, чтобы восполнить ее потерю. Отдавайте предпочтение разведенным сокам, минеральной воде, зе­леному чаю, морсу, квасу, причем любой выб­ранный вами напиток должен быть комнатной температуры.

Соблюдение этих несложных рекомендаций предотвратит негативные последствия из-за пре­бывания на солнце в летнее время.

Если вы все же обгорели, примите прохлад­ную ванну, растворив в ней полстакана питье­вой соды. При отсутствии волдырей (ожог пер­вой степени) нанесите на обожженные места спе­циальные кремы с пантенолом, мазь «Спасатель», крем «Драполен». Ни в коем случае не исполь­зуйте кефир и сметану. Они не стерильны и со­держат еще более раздражающую ожог молоч­ную кислоту. При ожопргвторой степени нельзя вскрывать образовавшиеся волдыри.

В жару нас подстерегает еще одна опасность солнечный удар) вызываемый сильным и дли­тельным воздействием прямых солнечных лучей на незащищенную голову. Наиболее часто такое состояние может возникнуть у детей. Если у ва­шего ребенка появилась сильная головная боль, тошнота, головокружение, потемнение в глазах, пульс и дыхание участились, — налицо признаки солнечного удара. Чтобы облегчить состояние, уложи­те ребенка в постель в хоро­шо проветренном помещении, давайте обильное питье, по­ложите прохладный комп­ресс на голову. Вызовите врача «скорой помощи».

Чтобы не допустить сол­нечного удара, приучайте своих детей носить головной убор (соломенную шляпу, светлую панаму, платок), не допускайте пребывания их на солнцепеке.

При общем перегревании организма в жаркий безвет­ренный день или в душном помещении (переполненном общественном транс­порте) может случиться и такая неприятность, как тепловой удар. Это состояние возникает, как правило, у тех, кто плохо переносит жару, одет в темную плохо отражающую солнечные лучи одежду или недостаточно пропускающую воз­дух, а также у детей. Если вы почувствовали головную боль, слабость, шум в ушах, тошноту, учащения пульса и дыхания, нарушение чув­ствительности кожи и координации движений, постарайтесь незамедлительно перейти в тень или прохладное помещение, лягте на спину и приподнимите голову. Освободитесь от стесняющей дыхание одежды (платки, галстуки, воротник

и др.), по возможности оботрите (облейте) хо­лодной водой голову, лоб, шею, область серд­ца, небольшими глотками пейте на­питки (минеральная вода, сок, чай). Вызовите «Скорую помощь».

 Солнце и глаза

Мало кто знает, что еще большую угрозу таит жаркое солнце для глаз, которые перед ультра­фиолетом намного уязвимей кожи. Под его воз­действием деградируют роговица и сетчатка, пе­рерождаются клетки сосудистой оболочки глаз­ного яблока, что ведет к раннему развитию ка-таракты.

Как же можно защитить глаза? Один из способов приобрести солнцезащитные очки, же­лательно известных производителей. Низкокаче­ственные очки порой опасны для здоровья, Так как они не задерживают ультрафиолет, а толь­ко затемняют изображение. При этом зрачок рас­ширяется и УФ-лучи, проникая внутрь глаза, па­губно влияют на сетчатку. При покупке солнце­защитных очков обращайте внимание на наличие ультрафиолетовой за­щиты. По­мните, что ни цвет, ни тонирование не являются показателем качественной фильтрации солнечных лучей. Поэто­му темные стекла не считают­ся более безопасными.

Второй способ - прислу­шаться К рекомендациям Вра­чей-офтальмологов и в летнее время принимать витамин А (возможно в антиоксидант-ном комплексе). Ученые вы­яснили, что ультрафиолет «выжигает» из глазных тка­ней витамин А (ретинол), от­вечающий за остроту зрения и способность различать цвета. Гсцспт летней за­щиты глаз прост и сводится к следующему: у пот­ребляйте больше моркови, в которой содержится бета-каротин. Благодаря ему организм вырабатывает столь важный для глаз витамин А.

Увеличить поступление витамина А в организм можно за счет употребления разнообразных фруктов и овощей красно-оранжевого цвета (красный Перец, облепиха, помидоры, цитрусо­вые - апельсины, лимоны, грейпфруты). Для укрепления сетчатки глаза особенно полезна чер­ника, а также травы — петрушка, сельдерей.

Итак, здоровье ваших глаз — в ваших ру­ках. Защитите «зеркало души» от натиска без­жалостных солнечных лучей!

 Купание в водоемах

Чем жарче солнечные лучи, тем больше же­лание искупнуться в холодной воде рек, озер, водохранилищ. Здесь-то водная стихия может сыграть злую шутку с теми, кто нарушает пра­вила поведения на воде, даже при хорошем уме­нии плавать, а также в случаях травм при ны­рянии, резкой смене температур при погруже­нии в воду после перегрева на солнце и т.д. К сожалению, значительную часть утонувших со­ставляют дети.

Для предотвращения несчастных случаев на воде следует строго соблюдать следующие пра­вила поведения, как взрослым, так и детям:

•   не прыгайте в воду с лодок, плотов, вбли­зи шлюзов, пристаней, мостов;

•   не заплывайте за пределы отведенных для купания мест;

•   не входите в воду после приема алкоголя и ближайшие 1,5 — 2 часа после обильного при­ема пищи, а также в состоянии психического и

физического утомления, пос­ле длительного пребывания на солнце;

• не прыгайте в воду,

особенно в незнакомом водо­еме головой вниз, так как

это зачастую приводит к тя­желым травмам;

• не оставляйте детей без

присмотра вблизи водоемов;

•объясните детям опас­ность купания в водоеме без взрослых, умеющих плавать и владеющих приемами ока­зания первой помощи при утоплении.

Если все же кто-то начи­нает тонуть, незамедлитель­но приступайте к спасению. Громко крикнете уто­пающему что-нибудь успокаивающее, чтобы онсмог продержаться на воде как можно дольше. Если он находится в пределах досягаемости, киньте ему спасательный круг, доску, кусок пе­нопласта — все, что может держаться воде. Если рядом нет ничего подходящего или утопающий вне предела досягаемости, то спасать тонущего придется вплавь. Но перед этим обязательно оцените свои силы и возможный риск. Может быть, потребуется помощь спасающих пловцов.

Как только тонущего извлекли из водоема, вызовите «скорую помощь» и начните оказывать доврачебную помощь. Если пострадавший в со­знании, пульс и дыхание нормальные — уложите его на жесткую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, разденьте, разотрите сухой тканью или руками. Дайте горячий чай, тепло укутайте и дайте прийти в себя.

Если пострадавший без сознания, но дышит, то запрокиньте ему голову, выдвиньте нижнюю челюсть, откройте рот и освободите от рвотных масс. Затем уложите на бок с опушенной голо­вой, оботрите насухо и согрейте.

Если пострадавший в бессознательном состоя­нии, нужно немедленно начать оживление. Сна­чала, удалите воду из дыхательных путей, за­тем сделайте искусственное дыхание. Если воз­можно, доставьте его в стационар.

Лето — прекрасная пора для полноценного отдыха. Пусть лето, солнце, вода станут ваши­ми неизменными друзьями в этом сезоне. Поста­райтесь сделать так, чтобы время отпуска или ка­никул не омрачилось неприятными ощущениями или происшествиями, о которых пришлось бы сожалеть.