В Беларуси предпринимательская культура находится на развития, поэтому представляет синтез западных и отечественных традиций. Исследование научных публикаций показывает, что предоставление одной только экономической грамотности обучающимся не совсем достаточно, необходимо также обеспечение эффективными идеологическими практиками, главной целью которых является развитие в молодёжной среде экономических компетенций и патриотических настроений в условиях развития и становления рыночных отношений.
Значительный вклад в исследования, имеющие отношение к формированию экономической и предпринимательской культуры, в научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые Н.Г. Соколова, Л.И. Шумская, С.Б. Савелова, Л.Н. Давыденко, М.А. Краснова, Г.Ф. Бедулина.
На основе научных исследований российских учёных, посвящённых психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности (А.И. Агеев, В.Г. Смольников, М.И. Левитан, З.Г. Ханова, В.В. Марченко, С.Н. Пшеничникова) выведено определение предпринимательской культуры. Это интерактивная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.
Признаки предпринимательской культуры личности включают «увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье», самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность, деловитость и практичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову».
Теоретические аспекты инновационной темы составляет и концепция сетевых структур американского ученого К.Поланьи. Другой американский ученый М.Грановеттер развил данный подход применительно к укорененности экономических отношений между индивидами и фирмами в социальных сетях. Белорусский ученый Г.Н. Соколова исследует роль сетевых структур в формировании моделей экономического поведения индивидов на белорусском рынке труда.
В научной теории понятие виртуального (online-сообщества) было введено теоретиком и практиком в области образования Э. Вингером. Площадкой для общения выступают специальные web-сайты, социальные сети, форумы и т.д. Отмечается тенденция, при которой сообщества становятся все более мобильными, а их участники взаимодействуют друг с другом буквально «на ходу».
Виртуальные бизнес-сообщества обеспечивают важной информацией участников, которые хотят и нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях.
Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ представляет собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности участников инновационной деятельности и обусловливающие движение, развитие и совершенствование исследуемого процесса. Каждый компонент (целевой, процессуальный, организационный, результативный), оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.
Цель, направленная на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, находит свое конкретное выражение в принципах сетевого информационного взаимодействия (принципах интеграции, погружения учащихся в сложные задачи и вопросы, открытости, единства целей, пространственности, поддержки учащихся в процессе сетевого взаимодействия).
Создание сетевых бизнес-сообществ будет способствовать:
практическому использованию полученных знаний и навыков, что позволит быстро реагировать на потребности целевой аудитории, оперативно получать обратную связь от участников инновационных площадок, совместить групповое обучение и индивидуальный подход;
профессиональному самоопределению обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации;
появлению идей для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповых решений формирования предпринимательской культуры;
обеспечению информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи;
разработке и продвижению социальных бизнес-проектов, проведению маркетингового исследования, поиску социальных партнёров;
формированию у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.
Обновленные партнерские связи помогут обеспечить консультационную помощь учреждениям в подготовке бизнес-планов, школьных проектов, практико-ориентированных образовательных мероприятий (конкурсов, турниров, финансово-предпринимательской недели, ярмарки предпринимательских идей, бизнес-фестиваля учащейся молодежи).
Предпринимательская культура представлена системой экономических знаний, ключевыми компетенциями, личностными качествами и возможностями.
Методические ресурсы включают дистанционные курсы, интернет-конференции, онлайн-дискуссии, интернет-опросы.
Результативный компонент рассматривается в контексте личностного (ценности, мотивы, ориентации), когнитивного (знания), операционного (опыт) аспектов и определяет высокий уровень сформированности предпринимательской культуры.
Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности