РУС БЕЛ ENG

Инновационная опыт «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Справка о результатах «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Справка

о результатах реализации инновационного проекта

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи

в учреждениях общего среднего образования»

государственного учреждения образования

«Учебно-педагогический комплекс Синьковский ясли-сад--средняя школа» за 2021/2022 учебный год

Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

оценить эффективность внедрения проекта.

В проекте участвуют 2 человека: руководитель государственного учреждения: Ярмолич Дмитрий Андреевич, заместитель директора по воспитательной работе Парфенчик Юлия Николаевна; учащиеся - 96 человек.

В рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» на 2021/2022 учебный год работа  планировалась с постановки целей и задач, которые  осуществлялись через следующие  приоритетные направления работы: психологическая диагностика,  коррекционно-развивающая работа, консультирование, психологическое просвещение, организационно-методическая работа, здоровье - сберегающая сопровождение, социально-психологическое обеспечение, профилактическое сопровождение, на основании нормативного правового законодательства, регулирующего  вопросы оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи участникам образовательного процесса и приоритетные направления деятельности.

В рамках инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» на 2021/2022 учебный год были реализованы следующие мероприятия:

приказом управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета (далее – управление образования) № 183 «О создании психологической службы Сморгонского района» от 01.09.2021 создана психологическая служба Сморгонского района (далее – Служба), утвержден список педагогов-психологов, включенных в состав Службы, назначен руководитель Службы, распределены функциональные обязанности участников инновационного проекта (директоров учреждений образования, заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-психологов), возложено общее руководство Службой и ответственность за организацию ее работы на государственное учреждение образования «Сморгонский социально-педагогический центр» (директора Татаринову Л.Г.), персональную ответственность в учреждениях общего среднего образования – на руководителей государственных учреждений образования;

На основании приказа №215 «Об организации работы психологической службы Сморгонского района» от 04.10.2021 года за государственным учреждением образования «Учебно-педагогический комплекс Синьковский ясли-сад-средняя школа» закреплены: Войтко В.Г., ГУО «Средняя школа №1 г.Сморгони», Чижевская Ю.И., ГУО «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад-начальная школа», Кодь С.А., ГУО «Залесский ясли-сад-средняя школа», которые реализовали проведение диагностических исследований и мероприятий различной направленности в соответствии с календарным планом учреждения образования.

Заместитель директора по воспитательной работе Парфенчик Ю.Н. государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Синьковский ясли-сад-средняя школа» в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» на 2021/2022 учебный год принял участие в следующих мероприятиях:

в сентябре 2021/2022 учебном году в постоянно действующем семинаре совместно с другими специалистами Сморгонского СПЦ в  изучении Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 года № 251, в изучение инновационного проекта, программы  деятельности,  научно-методических, дидактических материалов, в разработке календарного плана на заседании   действующего семинара, совместно с другими специалистами Сморгонского СПЦ,  участвовали в анкетировании на предмет готовности  к инновационной  деятельности.

в районном совещании, 30.09.2021, для заместителей руководителей учреждений общего среднего, дошкольного образования, курирующих воспитательную и социальную работу, педагогов-психологов, педагогов социальных «Об изменениях в законодательстве по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»;

в совещании 31.03.2022 при руководителе Службы «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Педагог социальный Козел Е.А., государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Синьковский ясли-сад-средняя школа» участвовал, 20.01.2022, в семинаре «Тактика выявления обучающихся находящихся в состоянии наркотического опьянения, либо употребляющих психоактивные вещества» на базе Сморгонского СПЦ с приглашением врача-психиатра-нарколога учреждения здравоохранения «Сморгонская центральная районная больница» и капитана милиции, оперуполномоченного группы по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. Принял участие в постоянно действующем семинаре для педагогов социальных учреждений образования «Оказание социально-педагогической поддержки обучающимся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа» в формате видеоконференции. В рамках реализации инновационного проекта специалистом были проведены:

групповая консультация для вновь назначенных классных руководителей «Система работы по выявлению и работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении и их семьями» (согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 15.01.2019) (09.09.2021, 3 чел.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

семинар для педагогов «Особенности дисциплинарной, уголовной и административной ответственности несовершеннолетних» (03.03.2022, 10 чел.) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

родительский всеобуч «Права и обязанности родителей. Реализация требований Декрета №18 от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (19.11.2021, 11 чел.)

Педагогом-психологом    ГУО «Средняя школа № 1 г.Сморгони», Войтко В.Г. были проведены:

диагностическое исследование с учащимися по выявлению несовершеннолетних склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий;

диагностическое исследование с учащимися V классов с целью определения уровня адаптации;

диагностическое исследование с учащимися I классов с целью определения уровня адаптации;

диагностическое исследование по определению интересов и склонностей учащихся, готовности к осознанному профессиональному выбору;

психосоциальное анкетирование с учащимися 5-11 классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов.

В рамках инновационной деятельности педагогом-психологом государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Залесский ясли-сад-средняя школа», Кодь С.А. были проведены следующие мероприятия:

31.03.2022 занятие с элементами тренинга для учащихся 5-8 классов   с целью профилактики эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений, в котором приняли участие, 11 человек. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

19.03.2022, с родителями учащихся был проведён круглый стол «Как любить ребёнка?», с рекомендациями и памятками для них. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

06.04.2022 с учащимися учреждения были проведены диагностические исследования на выявление факторов, указывающих на наличие признаков насилия в отношении несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет, воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, детских домах, семейного типа, признанных нуждающимися в государственной защите, находящихся в социально опасном положении. В исследовании приняли участие несовершеннолетние, в количестве 3 человек, (ребёнок   дошкольного возраста, 5 класс, 6 класс), 1 учащийся (9 класс), не принял участие в связи с болезнью.  По результатам диагностики у несовершеннолетних не выявлены факторы, указывающие на наличие факторов и признаков насилия.  Всем субъектам образовательного процесса были даны рекомендации.

Специалистом ГУО «Учебно-педагогический комплекс Сморгонский ясли-сад-начальная школа», Чижевской Ю.И. было проведено:

развивающее занятие «Дружу с собой» для воспитанников 2 разновозрастной группы 22.03.2022, 9 воспитанников;

круглый стол «Как любить ребенка» для родителей воспитанников (7 чел.)

На протяжении учебного года 2021/2022, были организованы мероприятия, где учащиеся принимали активное участие: классные часы, профориентационный встречи, с приглашением специалистов разных профессий, экскурсии, дискуссии, неделя по профориентации  «Профессии моих родителей, моя будущая профессия» (для уч-ся 1-10 кл. январь), урок рассуждение «Ключ к успеху» ( 8-10 кл.), открытый диалог «Проблемы и способы самоопределения» (февраль);

Анализ реализации инновационного проекта «Внедрение модели программно методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении общего среднего образования» за 2021/2022 учебный год показал,  что в Сморгонском районе разработана эффективная  модель программно методического обеспечения организации психологической помощи УОСО.

свернуть

Описание модели

Актуальность инновационного проекта:

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

·        внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

·        внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

·        внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

·        оценить эффективность внедрения проекта.

Гипотеза инновационного проекта:

реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.

Данные о разработчиках и консультантах проекта

Руководитель проекта: Парфенчик Юлия Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе

е-mail: sch-sinki@mail.grodno.by

Консультант проекта:

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Контактные телефоны: 8(029)7046410, 8(017) 392 37 00, e-mail: psy@academy.edu.by.

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021/2023 годы.

 

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

 

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.

Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.

Однако, несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, достаточно часто педагог-психолог, приходя в учреждение образования, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.

Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы как на теоретическом, так и на практическом уровне.

 

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Во многих странах мира школьные психологические службы существуют в разных форматах и названиях сейчас. Исследовательские опросы показывают, что в разных странах трудоустроено разное количество психологов, работающих в сфере образования (более 100 тысяч человек). Кроме того, пропорция количества детей, приходящихся на одного психолога, значительно различается в разных странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологической помощи, совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличивать количество психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьные психологические службы имеют в разных странах разные формы. Часто встречается такой вариант, когда школьный психолог – учитель, получивший специальную психологическую подготовку, – обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность при этом – консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые работают с детьми или их родителями.

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в команде из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные психологические измерения, опросы, беседы, консультации.

Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно проблемным детям. Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования.

Психологические службы образования в мире строятся на основе двух возможных моделей организации, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог — в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, центрах помощи, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).

Первая модель — модель школьной психологической службы, по которой организована на сегодняшний момент психологическая помощь обучающимся и в Республике Беларусь — предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу основательно вникнуть в реальную ситуацию, узнать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования (максимальному содействию развитию каждого учащегося) и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов.

Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, осуществляют коррекционную работу с отдельными учащимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с учащимися, организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Проведенный в Российской Федерации в 2012–2013 гг. опрос специалистов в области психологии и педагогики показал, что развитие общенациональной психологической службы в России должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами — обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

В России в настоящее время главной целью психологического обеспечения образования является создание условий, благоприятных как для обучения и развития учащихся, так и для профессионального роста педагогов. Работа с родителями учащихся также входит в обязанности педагога-психолога. Таким образом, цель работы по психологическому сопровождению образовательного процесса формулируется как повышение психологического благополучия детей, педагогов и других участников образовательного процесса. Психологическое обеспечение и сопровождение системы образования в России представляет собой единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Специалисты различных профилей (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, логопеды и др.) оказывают помощь всем участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.

В нашей стране за последние несколько десятилетий в системе образования сложилась многоуровневая система психологической помощи и психологического сопровождения образовательного процесса. Первый уровень представлен специалистами, непосредственно работающими в учреждениях образования, в том числе, и общего среднего – создана социально-педагогическая и психологическая служба, в которую входят пeдагоги-психологи и педагоги социальные; дефектологи и иные специалисты. Второй уровень — социально-педагогические центры, методические кабинеты и центры в районных отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в учреждениях образования. К этому же уровню можно отнести отдельные центры и службы, осуществляющие адресную специализированную помощь и консультирование в особых случаях (например, ЦКРОиР, психиатрические службы и т.п.).

Научным основанием предлагаемой модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно этим теоретическим представлениям личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики, отмечал С. Л. Рубинштейн, следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям. Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности, прежде всего, под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд). Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребенка. Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе.

Для функционирования психологической службы имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (Блонский П. П., 1935; Выготский Л. С, 1983; Давыдов В. В., 1977; Занков Л. В., 1949; Смирнов А. А., 1966; Рубинштейн С. Л., 1946; Эльконин Д. Б., 1974, и др.). Обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», а на «зону ближайшего развития». Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития, учение представляет собой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личностное достояние каждого. Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и дальнейших изменений. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т. п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т. п.; с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой среде, его эмоционального самоощущения в ней.

Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данною возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В современных учреждениях образования все еще недостаточно учитываются возрастные интересы и особенности детей — и в содержании и формах проведения игровой, учебной деятельности, и в организации воспитательных мероприятий, и, главное, в общении с детьми. Особенно много проблем возникает в так называемые переходные периоды (по И.В. Дубровиной, «переходный период» психического развития это период, когда ребенок переходит с одной ступени своего развития на другую, более высокую). В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. Практическая значимость изучения переходных периодов определяется широко известным в педагогической практике фактом особой трудности работы с детьми на этих этапах. Кроме того, особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены половым созреванием. У мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола — «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины».

Однако сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимают неповторимое своеобразие психики каждого человека, отличающее его от других людей, такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности — то, что свойственно именно данному человеку, что составляет своеобразие его психики и личности, делает его неповторимым, уникальным.

Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что в годы дошкольного и школьного детства с их неуклонным подъемом по «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастных и индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуют обязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

Организация психологической помощи в учреждениях общего среднего образования опирается на вышеизложенные фундаментальные положения отечественной психологии, что означает, что при определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Достичь весьма высоких вершин личностной и профессиональной зрелости, очевидно, может каждый психически здоровый человек при условии, что с точки зрения психического развития человек прожил свое детство и юность полноценно. Таким образом, работа педагога-психолога по оказанию психологической помощи в рамках СППС должна, в том числе, быть направлена на создание условий для полноценной реализации возможностей развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это предполагает пробуждение интереса к познанию окружающего мира и собственную активность ребенка, включение его в ведущую для данного возраста совместную со взрослым деятельность, формирование психологических новообразований, для которых данный возраст является сензитивным и которые станут основой его дальнейшего позитивного индивидуального развития.

Еще в самом начале развертывания школьной психологической службы в СССР У.В. Кала и В.В. Раудик (1986) указывали, что существуют две основные трактовки роли школьного психолога. Первая из них ориентирована на своего рода «модель врача», главными задачами которого являются профилактика и исправление отклонений в психическом развитии школьника. Такой подход на сегодняшний день распространен во многих странах Европы, а также четко представлен в положении о школьной психологической службе И.В. Дубровиной и A.M. Прихожан. Однако, одним из наиболее критикуемых вопросов было то, что психолог в школе оказывается один на один со всеми проблемами, которые могут возникать в большом сложном многовозрастном коллективе и не всегда способен в одиночку решать проблемы сотен школьников.

Другое направление исходит из того, что школьный психолог является членом педагогического коллектива и прямо участвует в реализации воспитательных целей школ. Они указывали, что школьного психолога следует понимать как члена педагогического коллектива, который реализует свои специальные возможности преимущественно не прямо на учащихся, а через учителей, классных руководителей, администрацию школы, а также через ученическое самоуправление. На этой точке зрения основана концепция, разработанная Л. М. Фридманом, идея которой сопрягается с идеей А.М. Моисеева, который считал, что тактика действий школьного психолога выражается в следующем: курс на взаимодействие и сотрудничество с учителем, от анализа педагогической практики к ее психологическому объяснению, к совместному с педагогами поиску коррекционных мер и снова к практике.

Опыт организации психологического сопровождения образовательного процесса показывает, что эта служба и осуществляющие ее деятельность специалисты образования являются необходимыми и востребованными всеми участниками образовательного процесса (несовершеннолетними, их законными представителями, педагогическими работниками, руководителями органов управления образованием). Однако несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, существует потребность общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи. Предлагаемая модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования рассматривается как один из способов преодоления возникших в последнее время в практике работы педагогов-психологов разногласий и позволит определить направления систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях и продолжить совершенствование системы работы по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса.

свернуть