РУС БЕЛ ENG

Интегрированное обучение


Василевская Виктория Александровна

учитель-дефектолог классов интегрированного обучения и воспитания

Институт инклюзивного образования

  • Образование высшее
  • Учебное заведение

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

  • Специальность «Олигофренопедагогика»
  • Год окончания 2017
  • Категория первая

Инклюзивное образование - Что такое?

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и  групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними.

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного образования.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

В настоящий момент разработан проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи, механизмы развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

Концепция разрабатывается с целью реализации права на получение образования всеми детьми, включая детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования, наиболее приближенных к месту их проживания, на создание условий, максимально учитывающих образовательные потребности каждого обучающегося, раскрывающих потенциал каждого обучающегося.

Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих состояние образования, прежде всего специального, на формирование готовности к принятию любого ребенка в систему основного образования, толерантных отношений в системе образования.

В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития инклюзивного образования, направленного на наиболее полную реализацию права на образование для всех обучающихся на всех уровнях образования и обучение в течение всей жизни.

Сроки реализации концепции

Сроки реализации Концепции – 2015 – 2020 годы.

2015–2017 годы – осуществление научных исследований, экспериментальной деятельности; отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование;

2018–2020 годы – увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, до 20 процентов; учреждений образования с безбарьерной средой до 10 процентов;

2020 и последующие годы – любое (каждое) учреждение образования осуществляет инклюзивное образование.

Ожидаемые результаты реализации концепции

Реализация Концепции будет способствовать совершенствованию нормативных правовых документов, внедрению инновационных технологий, современных подходов в организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития, обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.

Реализация Концепции повысит качество образования и качество жизни всех обучающихся, способствуя их социализации, познанию жизни во всем ее разнообразии.

Безбарьерная среда

Этика общения с незрячими

Инклюзивное образование – Что такое?

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Данная система коррекционно-логопедического воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Это неговорящие дети или дети с «начатками речи». Коррекционная логопедическая работа строится на основе данных, полученных в результате психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка, а также на основе общих закономерностей развития детей раннего возраста. Диагностика осуществляется группой специалистов: неврологом, врачом-сурдологом, педиатром, логопедом, дефектологом.

Взяв за основу поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) мы придерживаемся следующих целей коррекционного воздействия, а именно:

- расширение понимания речи;

- формирование активного словаря.

Исходя из целей мы определили следующие задачи коррекционно-логопедического воздействия:

- активизация подражательной речевой деятельности;

- расширение объема понимания речи;

-обучение построению и использованию в речи повелительного двусловного предложения;

- обучение использованию двусоставного предложения;

- построение предложений из трех-пяти слов.

Вышеперечисленные задачи реализуются на следующих этапах.

Рассмотрим этапы логопедического воздействия:

I этап

Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней

Основные задачи этапа:

  1. Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.
  2. Расширить объем понимания речи.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).
  5. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
  6. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
  7. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
  8. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»; «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается»).
  9. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
  10. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках машинка?»).
  11. Обучение пониманию вопроса чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
  12. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках?» и т.д.).
  13. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
  14. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).
  15. Развитие экспрессивной стороны речи. Активизация речевого подражания.
  16. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
  17. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
  18. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
  19. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
  20. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).

К концу данного этапа обучения:

- дети в пассиве должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам;

- подражание может проявляться в любых рече-звуковых выражениях.

II этап Первые формы слов

Основные задачи этапа:

  1. Научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление, повеление + название предмета (сущ. в вин. п.).
  2. Заучить отдельные обиходные словосочетания.
  3. Произносить ударный слог слова.
  4. Расширить объем понимания чужой речи.
  5. Развитие понимания речи.
  6. Обучение узнаванию предметов по их назначению («Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).
  7. Обучение узнаванию предметов по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»).
  8. Соотнесение слов один - мало - много с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой - маленький с величиной предлагаемых предметов.
  9. Обучение быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции («Шагай - стой»); различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не («Прыгай - не прыгай»).
  10. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Таня, встань. - Дети, встаньте. Иди - идите»).
  11. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) («Возьми шар - возьми шары»).
  12. Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных с окончанием -а(-я) в именительном падеже множественного числа («Покажи, где нарисован дом, а где дома»).
  13. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование первых форм

слов.

  1. Формирование умения называть имена детей, членов семьи; называть предметы (картинки).
  2. Формирование двухсловных предложений типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного («Где киса? - Вот киса»).
  3. Обучение детей давать команды (игрушкам, товарищам), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).
  4. Формирование умения объединять в одном предложении типа С + П два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).
  5. Объединение усвоенных слов в предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения + существительное в винительном падеже: «Дай куклу»).
  6. Формирование умения грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного падежей одних и тех же слов («Это утка. Дай утку»).
  7. Обучение употреблению глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединению из в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.

К концу обучения на данном этапе:

- дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонения глагола ед. числа + винительный падеж существительного;

- выражать желания, употребляя наречия можно, надо, не надо + инфинитив отдельных глаголов;

- дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов.

III этап Двусоставное предложение

Основные задачи этапа:

  1. Научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.
  2. Развитие понимания различных грамматических форм слов.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Различение существительных, сходных по звучанию, затем различающихся только одним звуком (вагон - газон, бочка - точка).
  5. Различение глаголов, близких по звучанию («Кого несут, а кого везут»).
  6. Дифференциация глаголов, сходных по семантике (моет - умывается - стирает).
  7. Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (одеваются - одевают).
  8. Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской - женский («Женя упал. - Женя упала»).
  9. Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетным картинкам («Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк»).
  10. Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: «Покажи, кто идет с мамой, а кто идет без мамы»).
  11. Обучение пониманию пространственного положения двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).
  12. Дифференциация множественного и единственного числа предложного падежа существительных («Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»).
  13. Различение противоположных по значению прилагательных (большой - маленький).
  14. Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко -близко, высоко - низко).
  15. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование двусоставного простого предложения.
  16. Обучение ответам на вопросы, поставленным к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).
  17. Обучение подбору предметов к названным действиям {Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).
  18. Формирования умения употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени {мальчик моется, катается, одевается).
  19. Формирование умения называть картинки, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами {Мальчик идет - мальчики идут).
  20. Договаривание слов или словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.

К концу данного этапа обучения:

- дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице ед.числа и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;

-дети должны усвоить воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов и трехсложных слов;

-дети должны понимать некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы.

IV этап Предложения из нескольких слов

Основные задачи этапа:

  1. Научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
  2. Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
  3. Развитие понимания различных грамматических форм слов.
  4. Развитие понимания речи.

Повторение заданий I и II этапов.

  1. Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование предложения из нескольких слов.
  2. Обучение ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает?; обучение составлять предложения типа (С+П+О - прямое дополнение); именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (винительный падеж) («Девочка ловит мяч»).

Обучение составлять предложения типа (С+П+О - косвенное дополнение): именительный падеж + согласованный глагола + косвенное дополнение («Девочка пишет ручкой»).

  1. Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихах.
  2. Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.
  3. Разучивание стихотворений (договаривание концов строк).
  4. Обучение предложным конструкциям с предлогом у.
  5. Обучение конструкциям с предлогом на, в.
  6. Обучение конструкциям с предлогом под.

Таким образом успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.

В государственном учреждении образования "Синьковская средняя школа" в 2022/2023 учебном году обучается один воспитанник  по учебному плану  специального  учреждения  для детей  с тяжелыми нарушениями  речи.

Предлагаем ознакомиться с основными этапами работы для для детей с ЗРР. А также разработанное коррекционно-развивающее пособие на основе работы  с неговорящими детьми по методике  логопеда-эксперта Грузиновой Т.В и картотеку карточек для работы с детьми с алалией и ЗРР.

Коррекционное пособие с неговорящими детьми по методике  логопеда-эксперта Грузиновой Т.В

Картотека карточек для работы с детьми с алалией и ЗРР