ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Данная система коррекционно-логопедического воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Это неговорящие дети или дети с «начатками речи». Коррекционная логопедическая работа строится на основе данных, полученных в результате психолого-медико-педагогического обследования каждого ребенка, а также на основе общих закономерностей развития детей раннего возраста. Диагностика осуществляется группой специалистов: неврологом, врачом-сурдологом, педиатром, логопедом, дефектологом.
Взяв за основу поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева) мы придерживаемся следующих целей коррекционного воздействия, а именно:
- расширение понимания речи;
- формирование активного словаря.
Исходя из целей мы определили следующие задачи коррекционно-логопедического воздействия:
- активизация подражательной речевой деятельности;
- расширение объема понимания речи;
-обучение построению и использованию в речи повелительного двусловного предложения;
- обучение использованию двусоставного предложения;
- построение предложений из трех-пяти слов.
Вышеперечисленные задачи реализуются на следующих этапах.
Рассмотрим этапы логопедического воздействия:
I этап
Однословное предложение. Предложения из аморфных слов-корней
Основные задачи этапа:
- Вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений.
- Расширить объем понимания речи.
- Развитие понимания речи.
- Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок находится (Д/и «Одень куклу», «Строим башню»).
- Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок.
- Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди, животные совершают разные действия («Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит»).
- Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит, спит, бежит).
- Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений объектов (субъектов) действий («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит»; «Покажи, какой мальчик спит, а какой умывается»).
- Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения предметов («Покажи, куда Оля положила куклу?»; «Где лежат книги?»).
- Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия («Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? У кого в руках машинка?»).
- Обучение пониманию вопроса чем? («Покажи, чем рисует девочка?»).
- Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок («Кто катается на санках? А кто на лыжах? Покажи, что у девочки надето на голове, а что на руках?» и т.д.).
- Выполнение действий в определенной последовательности без предмета («Сядь-встань-попрыгай»).
- Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и «Поручение»).
- Развитие экспрессивной стороны речи. Активизация речевого подражания.
- Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
- Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
- Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
- Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
- Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа («Дай пить»).
К концу данного этапа обучения:
- дети в пассиве должны соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит, действий, которые совершает сам;
- подражание может проявляться в любых рече-звуковых выражениях.
II этап Первые формы слов
Основные задачи этапа:
- Научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение + повеление, повеление + название предмета (сущ. в вин. п.).
- Заучить отдельные обиходные словосочетания.
- Произносить ударный слог слова.
- Расширить объем понимания чужой речи.
- Развитие понимания речи.
- Обучение узнаванию предметов по их назначению («Покажи, чем ты нарисуешь домик?»).
- Обучение узнаванию предметов по их описанию («Он круглый, красный, резиновый, прыгает высоко, катается по полу»).
- Соотнесение слов один - мало - много с соответствующим количеством предметов; соотнесение слов большой - маленький с величиной предлагаемых предметов.
- Обучение быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции («Шагай - стой»); различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не («Прыгай - не прыгай»).
- Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени («Таня, встань. - Дети, встаньте. Иди - идите»).
- Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) («Возьми шар - возьми шары»).
- Развитие понимания различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных с окончанием -а(-я) в именительном падеже множественного числа («Покажи, где нарисован дом, а где дома»).
- Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование первых форм
слов.
- Формирование умения называть имена детей, членов семьи; называть предметы (картинки).
- Формирование двухсловных предложений типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного («Где киса? - Вот киса»).
- Обучение детей давать команды (игрушкам, товарищам), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения («Иди», «Лови»).
- Формирование умения объединять в одном предложении типа С + П два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа («Спи, Ляля», «Катя, иди»).
- Объединение усвоенных слов в предложения: обращение + глагол единственного числа повелительного наклонения + существительное в винительном падеже: «Дай куклу»).
- Формирование умения грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного падежей одних и тех же слов («Это утка. Дай утку»).
- Обучение употреблению глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединению из в словосочетания со словами хочу, иди, надо, не надо, можно.
К концу обучения на данном этапе:
- дети должны научиться строить синтаксически и грамматически правильно двухсловные предложения типа повелительное наклонения глагола ед. числа + винительный падеж существительного;
- выражать желания, употребляя наречия можно, надо, не надо + инфинитив отдельных глаголов;
- дети должны усвоить место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов.
III этап Двусоставное предложение
Основные задачи этапа:
- Научить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени.
- Развитие понимания различных грамматических форм слов.
- Развитие понимания речи.
- Различение существительных, сходных по звучанию, затем различающихся только одним звуком (вагон - газон, бочка - точка).
- Различение глаголов, близких по звучанию («Кого несут, а кого везут»).
- Дифференциация глаголов, сходных по семантике (моет - умывается - стирает).
- Дифференциация возвратных и не возвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (одеваются - одевают).
- Дифференциация глаголов прошедшего времени по родам: мужской - женский («Женя упал. - Женя упала»).
- Обучение определению взаимоотношений действующих лиц по демонстрации действий; по сюжетным картинкам («Где заяц убегает от волка, а где от зайца убегает волк»).
- Обучение дифференциации: кто совершает действие один, а кто — совместно с каким-то лицом или предметом (предлоги с, без: «Покажи, кто идет с мамой, а кто идет без мамы»).
- Обучение пониманию пространственного положения двух предметов, выраженных предлогами на, в, под, из, около, от, за (по демонстрации действий).
- Дифференциация множественного и единственного числа предложного падежа существительных («Покажи, кто катается на велосипеде, а кто катается на велосипедах»).
- Различение противоположных по значению прилагательных (большой - маленький).
- Понимание наречий, выражающих пространственные отношения (впереди - сзади, внизу - вверху, далеко -близко, высоко - низко).
- Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование двусоставного простого предложения.
- Обучение ответам на вопросы, поставленным к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает? («Это девочка. Она сидит»).
- Обучение подбору предметов к названным действиям {Стоит кто? Что? Мама, папа, кошка, стул).
- Формирования умения употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени {мальчик моется, катается, одевается).
- Формирование умения называть картинки, на которых одно и то же действие совершается одним или несколькими лицами {Мальчик идет - мальчики идут).
- Договаривание слов или словосочетаний в разучиваемых стихотворениях.
К концу данного этапа обучения:
- дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-м лице ед.числа и множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения;
-дети должны усвоить воспроизводить ритмико-интонационную структуру двухсложных слов и трехсложных слов;
-дети должны понимать некоторые грамматические формы слов, несложные рассказы.
IV этап Предложения из нескольких слов
Основные задачи этапа:
- Научить детей грамматически правильно строить предложения из 3-5 слов.
- Научить первоначальному самостоятельному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
- Развитие понимания различных грамматических форм слов.
- Развитие понимания речи.
Повторение заданий I и II этапов.
- Развитие экспрессивной стороны речи. Формирование предложения из нескольких слов.
- Обучение ответам на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам: Кто (что) это? Что (он, она) делает?; обучение составлять предложения типа (С+П+О - прямое дополнение); именительный падеж + согласованный глагол + прямое дополнение (винительный падеж) («Девочка ловит мяч»).
Обучение составлять предложения типа (С+П+О - косвенное дополнение): именительный падеж + согласованный глагола + косвенное дополнение («Девочка пишет ручкой»).
- Договаривание слов и словосочетаний в разучиваемых стихах.
- Заучивание наизусть небольших песенок, потешек, стишков из 2-4 строк с опорой на картинки.
- Разучивание стихотворений (договаривание концов строк).
- Обучение предложным конструкциям с предлогом у.
- Обучение конструкциям с предлогом на, в.
- Обучение конструкциям с предлогом под.
Таким образом успехи в речевом развитии возможны при выполнении ряда условий: эмоционального контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной деятельности со стороны ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько будет грамотно и интересно организованно занятие с детьми.
Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе.
В государственном учреждении образования "Синьковская средняя школа" в 2022/2023 учебном году обучается один воспитанник по учебному плану специального учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предлагаем ознакомиться с основными этапами работы для для детей с ЗРР. А также разработанное коррекционно-развивающее пособие на основе работы с неговорящими детьми по методике логопеда-эксперта Грузиновой Т.В и картотеку карточек для работы с детьми с алалией и ЗРР.
Коррекционное пособие с неговорящими детьми по методике логопеда-эксперта Грузиновой Т.В
Картотека карточек для работы с детьми с алалией и ЗРР