Современной Беларуси нужен профессионал нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением способствовать личному преуспеванию и росту богатства страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться в школьные годы.
Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных. Предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов:
- экономического (знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу, бережное отношение к орудиям труда),
- социального (умение выстраивать конструктивные отношения с государственными и частными структурами, конкурентами, использовать социальные механизмы для привлечения ресурсов в производство, заинтересованность в дальнейшем улучшении жизни, овладение социальными ролями, развитие коммуникативных навыков, менеджерские способности),
- психологического (креативное мышление, наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, психологическая устойчивость, решительность),
- этического (человеческое достоинство, стремление к получению прибыли честным путём, готовность к благотворительной деятельности),
- педагогического (уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников).
Предпринимательская культура, формируемая в системе сетевых бизнес - сообществ, есть интегральная целостность, система предпринимательских компетенций, динамика которых и определяет ее функциональность.
Сетевое взаимодействие учреждений образования – это инновационное направление развития образования, предполагающее становление и развитие нового типа отношений между участниками сети, превращающее их в партнеры. Условиями для сетевого взаимодействия учреждений образования являются информационно-коммуникативная среда и социально-педагогическая инфраструктура.
Представлены материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» под руководством консультанта Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет».
По результатам реализации инновационного проекта можно констатировать, что для большинства учащихся (65 %) характерен высокий уровень предпринимательской культуры, который выражается в наличии устойчивого комплекса ценностных отношений, социально-ориентированных аспектов предпринимательской деятельности, сформированности методологического аппарата предпринимательской культуры, широкой информированности в сфере экономической теории, развитой рефлексивности, навыков самоанализа и самокоррекции. Учащиеся владеют коммуникативными навыками деловых отношений, возможностью использования экономических знаний для решения задач, информационными технологиями, опытом работы с разными потоками информации.
Материалы могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам учреждений общего среднего образования, деятельность которых направлена на формирование у учащихся предпринимательской культуры.