РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

Бизнес-компания "ЧехолОТ"

15.09.2023

В текущем учебном году начала свою работу бизнес-компания «ЧехолОТ».
«Сшить вещь своими руками — это всегда стильно», — так считают девочки, — «особенно если это популярный сейчас шоппер, в котором можно носить все: от зонтика, до сменной обуви. А если ещё украсить сумку рисунком, аппликацией, вышивкой — это будет индивидуально!»
Участники проекта считают, что у тканевых шопперов есть будущее: они изготавливаются из экологического материала, просты в уходе, могут быть разнообразны в исполнении. Шопперы из ткани — хорошая альтернатива пластиковым пакетам из супермаркетов. Ежедневно каждый человек вместе с покупками приносит домой один или несколько пластиковых пакетов. И так за неделю их накапливается N-ное количество. Это немного захламляет квартиру, затем уходит в утиль на свалку. А, как известно, пластик разлагается очень долго, ….. лет. Отсюда очевиден вывод: как мы, не задумываясь, наносим ущерб экологии.

свернуть

Инновационный опыт

Формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ

Современной Беларуси нужен профессионал нового типа – человек, обладающий высоким уровнем предпринимательской культуры, отличающийся от других людей своей энергичностью, творчеством во всех сферах деятельности, ярко выраженными организаторскими способностями, стремлением  способствовать личному преуспеванию и росту богатства страны. Истинное предпринимательство базируется на социальных мотивах и благородных помыслах. Достижение идеальных образцов этой деятельности станет возможным, если основы предпринимательской культуры будут формироваться в школьные годы.

   Предпринимательская культура не может быть результатом механического накопления знаний, умений и навыков. Она предполагает                 развитие всех сторон личности – когнитивной, эмоциональной и волевой – и выражается в совокупности компетенций – общекультурных, профессиональных, личностных. Предпринимательская культура складывается из нескольких компонентов: 

    экономического (знание законов рынка, профессионализм, ориентация на перспективу, бережное отношение к орудиям труда),

   социального (умение выстраивать конструктивные отношения с государственными и частными структурами, конкурентами, использовать                социальные механизмы для привлечения ресурсов в производство, заинтересованность в дальнейшем улучшении жизни, овладение социальными ролями, развитие коммуникативных навыков, менеджерские способности), 

   психологического (креативное мышление, наличие выраженных предпринимательских намерений, мотивация успеха, психологическая устойчивость, решительность), 

этического (человеческое достоинство, стремление к получению прибыли честным путём, готовность к благотворительной деятельности),

    педагогического (уважение к людям, понимание абсолютной ценности человеческой жизни, стремление создавать условия для реализации творческого потенциала сотрудников). 

      Предпринимательская культура, формируемая в системе сетевых бизнес - сообществ, есть интегральная целостность, система предпринимательских компетенций, динамика которых и определяет ее функциональность.  

   Сетевое взаимодействие учреждений образования – это инновационное направление развития образования, предполагающее становление и развитие нового типа отношений между участниками сети, превращающее их в партнеры. Условиями для сетевого взаимодействия учреждений образования являются информационно-коммуникативная среда и социально-педагогическая инфраструктура.

   Представлены материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ» под руководством консультанта Бедулиной Г.Ф., доцента кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет».       

   По результатам реализации инновационного проекта можно констатировать, что для большинства учащихся (65 %) характерен высокий уровень предпринимательской культуры, который выражается в наличии устойчивого комплекса ценностных отношений, социально-ориентированных аспектов предпринимательской деятельности, сформированности методологического аппарата предпринимательской культуры, широкой информированности в сфере экономической теории, развитой рефлексивности, навыков самоанализа и самокоррекции. Учащиеся владеют коммуникативными навыками деловых отношений, возможностью использования экономических знаний для решения задач, информационными технологиями, опытом работы с разными потоками информации. 

     Материалы могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам учреждений общего среднего образования, деятельность которых направлена на формирование у учащихся предпринимательской культуры. 

свернуть

Описание модели

В Беларуси предпринимательская культура находится на развития, поэтому представляет синтез западных и отечественных традиций. Исследование научных публикаций показывает, что предоставление одной только экономической грамотности обучающимся не совсем достаточно, необходимо также обеспечение эффективными идеологическими практиками, главной целью которых является развитие в молодёжной среде экономических компетенций и патриотических настроений в условиях развития и становления рыночных отношений.

Значительный вклад в исследования, имеющие отношение к формированию экономической и предпринимательской культуры, в научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые Н.Г. Соколова, Л.И. Шумская, С.Б. Савелова, Л.Н. Давыденко, М.А. Краснова, Г.Ф. Бедулина.

На основе научных исследований российских учёных, посвящённых психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности (А.И. Агеев, В.Г. Смольников, М.И. Левитан, З.Г. Ханова, В.В. Марченко, С.Н. Пшеничникова) выведено определение предпринимательской культуры. Это интерактивная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.

Признаки предпринимательской культуры личности включают «увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье», самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность, деловитость и практичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову».

Теоретические аспекты инновационной темы составляет и концепция сетевых структур американского ученого К.Поланьи. Другой американский ученый М.Грановеттер развил данный подход применительно к укорененности экономических отношений между индивидами и фирмами в социальных сетях. Белорусский ученый Г.Н. Соколова исследует роль сетевых структур в формировании моделей экономического поведения индивидов на белорусском рынке труда.

В научной теории понятие виртуального (online-сообщества) было введено теоретиком и практиком в области образования Э. Вингером. Площадкой для общения выступают специальные web-сайты, социальные сети, форумы и т.д. Отмечается тенденция, при которой сообщества становятся все более мобильными, а их участники взаимодействуют друг с другом буквально «на ходу».

Виртуальные бизнес-сообщества обеспечивают важной информацией участников, которые хотят и нуждаются в рекомендациях, указаниях, советах, идеях и инновациях.

Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ представляет собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности участников инновационной деятельности и обусловливающие движение, развитие и совершенствование исследуемого процесса. Каждый компонент (целевой, процессуальный, организационный, результативный), оставаясь элементом целостности, имеет своё содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Цель, направленная на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, находит свое конкретное выражение в принципах сетевого информационного взаимодействия (принципах интеграции, погружения учащихся в сложные задачи и вопросы, открытости, единства целей, пространственности, поддержки учащихся в процессе сетевого взаимодействия).

Создание сетевых бизнес-сообществ будет способствовать:

практическому использованию полученных знаний и навыков, что позволит быстро реагировать на потребности целевой аудитории, оперативно получать обратную связь от участников инновационных площадок, совместить групповое обучение и индивидуальный подход;

профессиональному самоопределению обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации;

появлению идей для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповых решений формирования предпринимательской культуры;

обеспечению информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательской идеи;

разработке и продвижению социальных бизнес-проектов, проведению маркетингового исследования, поиску социальных партнёров;

формированию у обучающихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм профессиональной предпринимательской деятельности.

Обновленные партнерские связи помогут обеспечить консультационную помощь учреждениям в подготовке бизнес-планов, школьных проектов, практико-ориентированных образовательных мероприятий (конкурсов, турниров, финансово-предпринимательской недели, ярмарки предпринимательских идей, бизнес-фестиваля учащейся молодежи).

Предпринимательская культура представлена системой экономических знаний, ключевыми компетенциями, личностными качествами и возможностями.

Методические ресурсы включают дистанционные курсы, интернет-конференции, онлайн-дискуссии, интернет-опросы.

Результативный компонент рассматривается в контексте личностного (ценности, мотивы, ориентации), когнитивного (знания), операционного (опыт) аспектов и определяет высокий уровень сформированности предпринимательской культуры.

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

свернуть

Диагностический инструментарий

Направления работы

В учреждении образования была организована работа с педагогами, учащимися, родителями. Создана творческая группа педагогов, реализующих инновационный проект.

Информационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов осуществляется посредством психологических семинаров «Компоненты предпринимательской культуры», «Формирование психологической культуры как основа успешной социализации личности», семинара-практикума «Основные черты современного белорусского предпринимателя», тренинга «Психология предпринимательства» (https://lyosik-666. wixsite. com/sinkieconomy/biznes-klass-dlya-pedagogov).

Отличительной особенностью содержания подготовки учащихся к освоению предпринимательской культуры посредством сетевых «бизнес-сообществ» является его практическая направленность.

Создана образовательной платформа «Экономика на раз, два, три» (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy), помогающая учащимся освоить теоретические основы предпринимательства и подсказывающая пути практического применения знаний.

Одним из компонентов интернет-платформы является обучающий курс «Основы предпринимательства», который способствует формированию экономической культуры учащихся (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/kurs-osnovy-predprinimatelstva), и может быть использован педагогами при проведении факультативных занятий.

Группа ВКонтакте «Лидер-express» (https://vk.com/liderexpress2009), содействует развитию лидерских качеств учащихся - участников инновационной деятельности. С учащимися проведены практикумы «Ты – лидер!», «Умение вести за собой».

Социальный проект «Sinki.тур» отражает экскурсионные маршруты по малой родине, которые создали учащиеся для привлечения туристов (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/sinki-tur).

Советы педагога-психолога «Психологический ликбез» содержат цикл занятий для учащихся «Этика делового общения», направленных на формирование их психологической и этической культуры (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/psihologicheskij-ligbez).

Рубрика «Экономь-КА» даёт советы юным предпринимателям – учащимся I-IV класса (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/enciklopediya-ekonom-ka), «Идеи для бизнесмена» содержит бизнес-идеи учащихся (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/biznes-idei).

С целью формирования у учащихся практических навыков в области предпринимательской деятельности, подготовки к осознанному профессиональному самоопределению организована деятельность учебной бизнес-компании «Ассорти». В её состав входят «Мастерская 1000 мелочей», направленная на выпуск сувенирной продукции, изделий декоративно-прикладного искусства, и «Зелёная линия», направленная на выращивание рассады комнатных и лекарственных растений, овощных культур с последующей их реализацией (https://lyosik-666.wixsite.com/sinkieconomy/uchebnaya-biznes-kompaniya-assorti).

Родители учащихся приняли активное участие в реализации социальных проектов «Sinki.тур», «Живи, родник!», фестивале «100 идей для малой родины», ярмарках-продажах, неделях предпринимательства и финансовой грамотности.

Образовательная платформа «Бизнес-навигатор», созданная для трёх инновационных площадок Сморгонского района (Залесского яслей-сада-средней школы, Жодишковского яслей-сада-средней школы, Синьковского яслей-сада-средней школы), содействовала совершенствованию взаимодействия, обмену имеющимся инновационным опытом (https://sinki.znaj.by/innovatsionniy-opit-1/metodicheskie-materiali-1).

На протяжении реализации инновационного проекта осуществлялось взаимодействие между учреждениями общего среднего образования Гродненской области посредством семинаров «Особенности создания интернет-платформы для организации деятельности сетевых бизнес-сообществ», «Предпринимательство сельских школьников и сетевые бизнес-сообщества», «Молодёжное предпринимательство: Модели. Динамического. Развития», «Сезонной школа» для педагогов, где занятия проведены студентами-тьюторами Белорусского государственного экономического университета.

свернуть

Аннотированный список литературы по теме

1. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства / И.Г.Акперов, Ж.В. Масливова. — М:, Прогресс, 2003. – 173 с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. Дом Ш Амонашвили, 1996 - 494 с.

3. Асмолова, И. А. Школьная компания: не только знание экономики, но и практический опыт предпринимательства / И. А. Асмолова, В. А. Бенин // Директор школы. — 2008. — № 1. — С. 77—82.

4. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Педагогика. – 1995. – №5. – С. 72-80.

5. Братченко C.J1. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию / С.Л.Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. – 1996. – №1. – С.91-99.

6. Гусин К.Ф., Леонов В.Г. Опыт преподавания основ предпринимательства на факультете технологии и предпринимательства / К.Ф. Гусин, В.Г. Лонов // Предпринимательство и занятость юных. – 2000. – № 6. – С.13-18.

7. Директива Президента Республики Беларусь № 4. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. /Авторская версия.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

9. Калинина, Н.Н. Обучение основам предпринимательства в школе: опыт и перспективы / Н.Н.Калинина, Н.В.Топешкина // Вестник института дружбы народов Кавказа. –2014.–№1.

10. Калинина, Н.Н. Экономическое образование в школе: научно-методический потенциал и образовательная практика / Н.Н.Калинина // Вестник института дружбы народов Кавказа. –2014.–№2.

11. Краснова, М. А. Экономика, бизнес и образование — шаг навстречу / М. А. Краснова // Образование Минщины. — 2013. — № 4. — С. 77—80.

12. Концепции профессионального самоопределения молодежи. / Под. Ред. Полякова В.А. М.: 1993. - 15 с.

13. Матвеева Т.М. Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов: автореферат дис. канд. пед. Наук / Матвеева Т.М..- М., 2001.-19 с.

14. Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности: методические рекомендации / Под. ред. к.э.н. А.С. Потапова, М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2000. 131 с.

15. Прутченков, А.С. Практико-ориентированная экономика в школе на основе интернет-технологий / А.С. Прутченков // Вестник московского образования.–2912.– № 23.

16. Терентьева, А. В. Влияние бизнеса на развитие непрерывного профессиональ ного образования в условиях общеобразовательной школы / А. В. Терентьева // Народ. образование. — 2006. — № 5. — С. 179—189.

17. Трусова Л.А. Методические материалы для организации занятий по формированию у школьников предпринимательских компетенций /Л.А.Трусова. –М.: ООО «Коллаж», 2011. – 136с.

18. Шевченко, Т. Н. Школьный бизнес-план / Т. Н. Шевченко // Народ. образование. — 2011. — № 10. — С. 124—128.

свернуть

Формирование предпринимательских компетенций у сельских школьников в условиях социального партнёрства

Одним из важных направлений реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года является формирование экономических компетенций современных школьников, что обусловлено необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личным качествам будущих кадров рыночной экономики.

Особое значение это направление имеет для сельской молодежи, потому что от сферы профессионального выбора выпускника сельской школы зависит сохранение исторически обусловленной модели жизнеустройства сельского населения, традиционно характерной для Беларуси. Молодые специалисты остаются главным источником высококвалифицированных кадров на селе, где предоставляются большие возможности для развития агротуризма, фермерства и других видов предпринимательской деятельности, навыки которой востребованы среди сельской молодежи. 

Организовать социально ориентированную систему образования для формирования предпринимательских компетенций у школьников и молодежи помогает социальное партнерство. Отличительной особенностью содержания подготовки учащихся к предпринимательской деятельности в условиях социального партнёрства является его практическая направленность.

Непосредственно в учреждении работает Школьное агентство «Бизнес-класс», его теоретический, производственный, информационный отделы. 

Теоретический отдел предполагает организацию и проведение учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий, тренингов.

В рамках межшкольного игрового экономического пространства осуществляла свою деятельность Малая заочная академия бизнесакуда вошли четыре учреждения образования Сморгонского района, которые являются её филиалами.

В ходе акции «100 идей для малой родины» создан банк бизнес-идей, которые можно  реализовать в микрорайоне нашего учреждения. Среди них – открытие физкультурно-оздоровительного центра «Калейдоскоп», обучение населения бисероплетению, обучение населения старшего возраста компьютерной грамотности, разработка туристических маршрутов «Самое красивое место на Земле», создание овощного хозяйства «РОСТ».

Продолжают реализацию бизнес-проекты «Мастерская АRBOR» – изготовление изделий из дерева, «Мастерская 1000 мелочей» –  производство оригинальных мелочей, сувениров для украшения интерьера. Особенностью работы мастерских является обучение учащихся делать расчёт расходов использованных материалов, затрат времени и средств, соотношение стоимости и цены продукции, изучить спроса 

Информационный отдел Школьного агентства представляет материалы по реализации инновационного проекта на сайте учреждения образования в рубрике «Инновационная деятельность».

 Созданы структуры инновационной деятельности: Центр предпринимательских инициатив, творческая группа учителей-инноваторов, группа поддержки инноваций, школьное экономическое агентснство «Бизнес-класс». 

Организованы занятия по интересам, творческие мастерские «Умелые руки», «Удивительный бисер», «Золушка», «Творческая мастерская», «Лидер», «Юный техник», «Арт-дизайн», деятельность которых направлена на формирование предпринимательских компетенций у учащихся.

Учебным планом было предусмотрено ведение факультативных занятий по основам предпринимательства и экономики на всех ступенях общего среднего образования: первая ступень – «Учимся экономии и бережливости: Азбука Берегоши», вторая ступень – «Основы экономических знаний», третья ступень – «Основы предпринимательства».

В рамках созданного межшкольного игрового экономического пространства продолжила работу Малая заочная академия бизнеса, где  учащиеся дополнительно получали знания по экономической грамотности.

В рамках тем исследовательской деятельности педагогами-инноваторами разработаны сборники методических и дидактических материалов:

 «Формирование предпринимательской культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы» (сценарии учебных занятий учителя русского языка и литературы Урбанович М.Н); «Мир деловых игр» (сценарии деловых игр учителя математики Пастернак Т.П.); «Экономическая энциклопедия для учащихся начальных классов» (учителя начальных классов Счастной С.Ф.); «Сборник веб-квестов по географии и обществоведению» (учителя географии Камыно О.А. и обществоведения Карповича А.Ю.); Бизнес-проекты «Мастерская 1000 мелочей», «Мастерская АRBOR» (учителя трудового обучения Зора О.М., Августинович О.С.); «Основы предпринимательства»: материалы факультативных занятий в Х-ХI классе (учителя химии Кажарнович О.Ю.); «Туристические маршруты по малой родине «Самое красивое место на Земле».

свернуть